Творяй ангелы Своя духи...
Слово «ангел» в переводе с греческого – «вестник». Что за вести они приносят, откуда и кому, зачем? Православному христианину почти бесполезно, а иногда и душевредно обращаться за выяснением этого вопроса к главному хранилищу современной информации – Интернету. Легко выяснить можно только, что слово «ангел» очень популярно. Вы получите отсылки к астрологическому сайту ангелов-хранителей «Офиель», названному по имени какого-то якобы Олимпийского духа, дайвинг-центру «Морские ангелы», одноименной питерской рок-группе, и даже некоему «содружеству бизнес-ангелов России», объединяющему частных инвесторов, вкладывающих деньги в инновационные технологии.
Конечно, все это не имеет никакого отношения к бесплотным небесным силам, память которых Церковь празднует 21 ноября по новому стилю.
Святитель Дионисий Ареопагит в своем известном сочинении «Ареопагитики» в разделе «О небесной иерархии» подробно пишет об ангельских чинах. Смысл существования небесной иерархии, которая «есть священный чин, знание и деятельность, по возможности, уподобляющаяся Божественной красоте, и при озарении, сообщаемом ей свыше, направляющаяся к возможному Богоподражанию» святитель Дионисий видит в том, чтобы делать для людей возможным уподобление Богу и соединение с Ним. «Имея Бога Наставником во всяком священном ведении и деятельности и постоянно взирая на Божественную Его красоту, она, по возможности, отпечатлевает в себе образ Его, и своих причастников творит Божественными подобиями, яснейшими и чистейшими зерцалами, приемлющими в себя лучи светоначального и Богоначального света так, что, исполняясь священным сиянием, им сообщаемым, они сами наконец, сообразно с Божественным установлением, обильно сообщают оное низшим себя», - пишет святой Дионисий.
Сложный текст святого писателя, бывшего не только богословом, но и философом-неоплатоником, по сути сводится к двум важным для нас утверждениям: Бог есть Свет и высшее добро, к Которому нам нужно приобщиться, а поскольку это сложно или даже невозможно непосредственно – «Бога не видел никто никогда» (Ин.1,18), приобщение Богу происходит при помощи иерархии чинов ангельских на небе и иерархии церковной на земле. Именно ангелы, разделенные на девять чинов, воспринимают и передают чистейший божественный свет, благодать Его, начиная от высших чинов к низшим на землю, нам, людям в том виде, в котором мы способны его воспринять.
Святитель Дионисий говорит что Престолы, многоочитые и многокрылые Херувимы и Серафимы стоят ближе всех к Богу. Вторая степень иерархии ангелов состоит из Властей, Господств и Сил; третья и последняя в небесной Иерархии содержит чин Ангелов, Архангелов и Начал. Все эти чины называются ангелами. Итак, есть девять чинов ангельских: Престолы, Херувимы, Серафимы, Власти, Господства, Силы, Начала, Архангелы и Ангелы.
Ангелы не просто вестники Божией воли, но невидимые духовные святые существа, имеющие цель соединять нас с Богом, низводить небесную благодать на землю, возносить наши молитвы к Престолу Божию.
У каждого человека есть ангел-хранитель. Мы это хорошо знаем. Даже люди малоцерковные верят в существование святых духов-покровителей, ангелов и защитников, посланных от Бога, чтобы заботиться о каждом человеке.
Святой Дионисий пишет, что ангелы-покровители есть не только у отдельных людей, но и у целых народов. «Вышний постави пределы языков по числу Ангел Божиих» (Втор.32, 8). В Священном Писании также можно найти упоминания об ангелах определенных мест.
Над всеми ангелами начальствует архистратиг Божий Михаил, предводитель всех небесных сил бесплотных. Символически служение ангелов представлено в Библии, как лестница, явившаяся во сне праотцу Иакову, которая простиралась от земли на небо. Иаков видел, как ангелы во множестве восходили и нисходили по ней.
Чаще всего ангелы изображаются в виде безбородых юношей, в светлых диаконских (символ служения) облачениях (стихарь, орарь, поручи), с крыльями за спиной (символ быстроты их действия, послушности в исполнении воли Божией) и с нимбом над головой.
В видениях ангелы представали людям и как шестикрылые, и с многими глазами, и в виде существ с четырьмя лицами на голове, и как мечи огненные вращающиеся, а также в виде различных животных.
Число ангелов Божиих не названо в Священном Писании, но некоторые святые отцы считали, что их огромное число, во много раз превосходящее население земли. Помните притчу о заблудшей овце, на поиски которой вышел добрый пастырь, оставив 99 других овец? По словам святителя Кирилла Иерусалимского все падшее человечество - это только одна заблудшая овца, а 99 незаблудших овец – святые ангелы. "Населяемая нами земля, – пишет он, – есть как бы некоторая точка, находящаяся в средоточии неба: посему окружающее ее небо столь же большое имеет число обитателей, насколько больше пространство; а небеса небес содержат их необъятное число. Если написано: "тысяща тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему" (Дан. 7, 10), – это не потому, чтобы такое было число ангелов, но потому, что большего числа пророк изречь не мог".
Все эти и множество других подробностей о бытии ангелов некоторым кажутся излишними. Это действительно так, если бытие ангелов остается для нас пустой информацией. «Но что нам пользы касаться сего о духах ангельских, если не будем стараться пользоваться сим с надлежащею разборчивостию и для собственного нашего преуспеяния»? – пишет святитель Амвросий Медиоланский.
Важно для нас также и то, что, кроме ангелов Божиих существуют и падшие ангелы, темные духи зла, которые ведут борьбу за наши души. «Со времени падения человека соединяется история его духовной деятельности с историею духовной деятельности ангелов света и ан¬гелов падших: причиною борьбы их и непрестающей брани соделался человек, который оставлен, так сказать, между надеждою спасения для святых ангелов и надеждою погибели для ангелов падших,» - пишет святитель Игнатий Брянчанинов в своем «Слове об ангелах».
Борьба ангелов за наши души для нас незрима, но по учению Церкви окажется явной для нас в момент смерти. Освободившись от тела душа устремится в горний мир, увидит все до того момента невидимое для нее, в том числе добрых и злых духов, с ужасом припомнит дурные дела, грехи и преступления Закона Божьего, которые давно забыла, но за которые по справедливости должна понести наказание. Святые ангелы сделают все, чтобы провести нас невредимыми через бесовские полчища, но и они бессильны спасти тех людей, которые добровольно отказались от веры в Спасителя, осквернили себя грязью нечистых дел, не раскаялись в них, упорствуя в противлении очевидной истине бытия Божия.

Протоиерей Михаил Дудко

Hosted by uCoz