Настало время покаяния
Великий пост настает неожиданно. Каждый знает, что он придет, но почти нет людей, которые не удивляются: так скоро! Дни и месяцы прошли быстро, как годы жизни, и настало время предваряющих пост воспоминаний о мытаре и фарисее, блудном сыне, о Страшном суде и изгнании Адама с Евой из рая.
«Помни о смерти и вовек не согрешишь». Эту древнюю святоотеческую максиму особенно часто вспоминаешь почему-то именно в этот период. Для этого достаточно поводов. Чтение трогательного покаянного канона Андрея Критского, выводящего нас на поприще Святой Четыредесятницы – один из них. «Время сокращается, и не радиши, душе, не готовишися», - рефрен начальных четырех дней первой седмицы.
Понятно, что покаяние – это осознание грехов, просьба о прощении и решимость исправиться. Но этого мало. Главная цель, к которой всем сердцем должен стремиться кающийся грешник – это воссоединение разорванной вследствие греха связи с Богом, восстановление светоносного и блаженного богообщения. По мысли святителя Феофана Затворника главное препятствие к этому для грешника – действующие в нем страсти, незапечатленные навыком добродетели, общая неправота сил и расположений.
Что же делать бедному грешнику? «Очевидно, что главнейшим делом своим, тотчас по обращении и покаянии, - пишет святитель Феофан, - он должен поставить искоренение страстей и напечатление добродетелей, - одним словом, исправление себя…Удаление всего неправого и приятие или помещение правого, прогнание греховных страстей, привычек, недостатков, даже как будто естественных, и других неправостей, будто извинительных, и приусвоение добродетелей, добрых нравов, правил и вообще всесторонней исправности, не упуская однако из внимания последней своей цели».
Вот труд, вот поприще, вот поле духовной брани, предстоящее каждому христианину в преддверии Святой Пасхи. Покаяния время настало – а изменить предстоит так много, что невольно грандиозность задачи соизмеряешь даже не седмицами, отделяющими нас от светлого праздника, а с оставшимся временем жизни, и понимаешь, что решить эту задачу в своей личной судьбе без особой милости Божией невозможно. Тогда-то и понимаешь по настоящему, почему чаще всего в церкви Бога просят о милосердии, самая частая молитва «Господи помилуй», а каждый стих Великого канона завершается вздохом хора: «помилуй мя Боже, помилуй мя».
Ленивы, косны, медлительны в деле спасения, нерадивы и легкомысленны, но все же помним о своих грехах, и молим Бога и просим: «надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопием Ти: помилуй нас Боже по велицей Твоей милости».

Протоиерей Михаил Дудко

Hosted by uCoz