Торжество Православия
В первое воскресенье Великого поста Православная церковь отмечает праздник, который называется «Торжество Православия». Праздник этот давнего происхождения. Он установлен в IX веке императрицей Феодорой, женой византийского императора Феофила Иконоборца и посвящен победе над иконоборческой ересью, которая была весьма распространена в Византийской империи в VIII—IX веках.
История борьбы за возможность почитания икон изобилует событиями, зачастую трагическими. Православные подвергались гонениям властителей, видных иерархов отстраняли от служения, многие верующие были казнены, а иконы и мощи святых сжигались.
Царица Феодора не разделяла воззрений мужа. И сам Феофил перед смертью раскаялся, но тяжелая болезнь не позволила ему исправить содеянное. Когда после смерти императора управлять государством вместо малолетнего царевича стала святая Феодора, иконоборцы были повержены. Царица восстановила почитание икон.
Чтобы понять значение иконопочитания для верующих, достаточно напомнить, что сам человек создан по образу и подобию Божию. Образ по гречески «икона». То есть человек – своеобразная «икона» Бога, Его образ.
Но если существует такая чудесная живая икона, то Бог и человек не чужды друг другу, возможно воплощение Сына Божия, пришествие в мир Христа, преображение и спасение человечества.
В 842 году по инициативе Феодоры в Константинополе был проведен Собор, где иконоборцев предали анафеме. Тогда же Патриарх Мефодий установил чин Торжества Православия, который содержит многолетия верным и анафемы еретикам.
Второе, то есть анафема, почему-то вызывает значительно больший интерес, чем многолетия. «Про анафему мне рассказывали, - писал замечательный православный автор Никифоров-Волгин, - что в старое время … в этот день старухи-невразумихи поздравляли друг дружку по выходе из церкви: "с проклятьицем, матушка".
Действительно, чин анафематствования, то есть объявления об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, борется против нее, участвует в расколах, занимает в службе, посвященной Торжеству Православия, особое место. Анафема провозглашается не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.
Но анафема не составляет содержания праздника, и поздравлять друг друга с ней не стоит. А вот с чем поздравлять стоит - так это с тем, что благодаря совершившемуся более тысячелетия назад событию мы имеем возможность гордиться богатейшим наследием церковной культуры, в том числе и национальной. Наши иконы, признанные одним из высших достижений русского художественного гения, были бы без решимости святой Феодоры так же невозможны, как невозможны они в исламе или иудаизме. Колоссальность ущерба от этого трудновообразима. Директор Третьяковки Валентин Родионов рассказывал, что во время визита в галерею английской королевы Елизаветы II, она сначала вообще никуда не хотела идти, кроме как на экспозицию древнерусского искусства, и только после того, как на второй этаж были заранее временно перенесены три самые знаменитые иконы: Владимирская, Донская и "Троица", программа визита была скорректирована. Другие зарубежные визитеры тоже никогда не проходят мимо икон, являющих наше бесценное национальное достояние.
Если учесть, что события IХ века происходили в эпоху неразделенной Церкви, когда решения Соборов имели силу для всех христиан, то в то время решилась судьба не только православного, но и будущего западноевропейского искусства. Фактически, вместе с Торжеством Православия нужно было бы праздновать и торжество великой христианской культуры.
Для России праздник Торжества Православия памятен еще и тем, что именно в этот день в 1613 году в стране закончилось Смутное время. Земский Собор тогда выбрал первого царя Династии Романовых Михаила. Так что для нас Торжество Православия – символ преодоления смуты и нестроений в России.
К сожалению, история смут у нас богатая. Но наиболее трагическим для Церкви оказался двадцатый век. Длинный период господства безбожной идеологии был одновременно и периодом нового иконоборчества. Последовавшее смутное время пополнило список анафематствованных за преступления против Церкви, Бога и людей.
После Октябрьской революции были анафематствованы «творящие беззакония и гонители веры», потом, уже в конце 50-х, начале 60-х годов несколько отрекшихся от веры священников "публично похуливших Имя Божие". Грозные слова, предупреждающие об анафеме тем, кто прольет невинную кровь ближних своих, были произнесены в смуту 1993 года. Отлучение коснулась тех, кто разделяет учения сект, "новых религиозных движений", язычества, астрологии и т.п. (1994 г.). Были отлучены от Церкви новые раскольники - Филарет (Денисенко), который присвоил себе титул Патриарха Киевского и всея Руси-Украины (1994), а также Глеб Якунин (1997).
Сегодня анафему в церквах не поют. Не услышишь сегодня трижды велико-скорбного и как бы рыдающего напева: «Анафема, анафема, анафема»! Не услышишь протодиаконской меди:
- Отрицающим бытие Божие - анафема!
- Дерзающим глаголати яко Сын Божий не единосущен Отцу и не бысть Бог - анафема!
- Не приемлющие благодати искупления - анафема!
- Отрицающие Суд Божий и воздаяние грешников - анафема!..
Но уж слишком много у нас охотников до проклятий, чтобы еще эти проклятия умножать, и Церковь оставила сегодня в чине праздника только торжество. Сегодня важнее поздравлять друг друга не «с проклятьицем», а как говорил замечательный пастырь и проповедник митрополит Сурожский Антоний, «с Божией победой над человеческой рознью, над потемнением человеческих умов, над нечуткостью человеческого сердца».
Совершая чин Торжества Православия, Церковь помогает нам приобрести опыт бытия в Царствии Небесном, где ангельские силы и сонмы праведников вечно торжествуют победу Бога над дьяволом, добра над злом, света над тьмой. Не случай¬но эта служба совершается имен¬но в дни Великого поста, дни подвига воздержания и молитвы, дни особого покаяния, заботы о духовном совершенствовании.
Только через духовный подвиг может прорваться в нашу жизнь отблеск вечной небесной радости, окрасив ее в светлые тона и постепенно становясь частью нашего бытия. Только духовное делание, требующее борьбы с искушениями, преодоления лени и дурных привычек, поможет нам очистить в себе икону Божества, о которой мы забываем в суете повседневности.

Протоиерей Михаил Дудко

Hosted by uCoz