Рождество Богородицы
С сентября начинается новый церковный год. И первым его большим праздником является Рождество Богородицы. Смысл этого понятен. Вся христианская история, повторяющаяся в богослужебном круге, отражающаяся в цикле годовых праздников Православной Церкви начинается с рождения той исключительной, уникальной личности, Которой нет аналогов во всей истории человечества. Ее мы величаем честнейшею херувимов, славнейшею серафимов и всех прочих ангельских чинов Пречистой Приснодевой Богородицей, Материю Божией. Рождество Богородицы начинает новую историческую эпоху, знаменует рубеж Ветхого и Нового Заветов.
Преблагословенная Дева Мария, которой Промыслом Божиим было предуготовано стать Богородицей, родилась на святой земле Палестины в небольшом галилейском городке Назарете. В нем проживали благочестивые родители Девы Марии – святые праведные Иоаким и Анна. Иоаким был из рода царя Давида, святая Анна принадлежала роду первосвященника Аарона.
Супруги прожили много лет вместе, но Бог не давал им детей. В те времена каждая супружеская пара, в особенности имевшая одним из предков царя Давида, просто должна была быть плодоносной, рождать чад, ибо каждый надеялся не лично, так в своем потомстве встретить Мессию-Избавителя, который был издревле обещан богоизбранному народу, как Царь и Спаситель.
В жизни супружеской четы годы сменяли годы, потом десятилетия, настала старость, а с ней должно было придти и сознание тщетности надежды на потомство. Но достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна продолжали верить в безграничную милость Божию, делающую возможным даже невозможное. Из Писания супруги помнили, как Бог разрешил неплодство Сарры, жены патриарха Авраама и знали, что Он так же силен подарить дитя и им. Они понимали, что Бог ждет от них особого подвига и в знак того, что сознают волю Божию, дали обет отдать будущего ребенка для служения в храме.
Между тем, поношение и даже оскорбление благочестивой четы продолжалось. Люди не верили, что бесчадие вызвано чем-то иным, кроме греха. Совне никто не мог разглядеть этот грех, указать на него - супруги были намного благочестивее, чем их критики – но соседи считали, что порок, за который Бог наказывает супругов, просто искусно скрывается, а тайные пороки бывают куда страшнее явных.
Чтобы понять, какого накала достигло поношения, достаточно вспомнить, что к ним присоединились и священнослужители. В один из праздников, уже будучи престарелым человеком, Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но священник не принял ее. Представим эту картину: благообразный седоволосый старец ждет своей очереди, его опережают более молодые, пришедшие ранее него, наконец настает его черед: он хочет отдать жертву служителю Божию, чтобы тот принял ее и принес Господу по закону, данному в Библии. И вдруг на виду у всех священник, видимо знающий Иоакама и верящий клевете на него, отказывает старцу. Из истории мы знаем, что Иоакам заплакал и в глубоком горе ушел в пустыню. Молитва его была дерзновенна, как никогда. Он все еще просил Бога о ребенке из долгого опыта зная, что ни он, ни его жена не способны к деторождению, но веря в милость Божию.
Плакала и молилась и святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме. Женщине еще тяжелее чем мужчине переносить бездетность – упреки направляются в ее сторону гораздо чаще, чем к мужу. Рабыня Анны, по имени Юдифь, старалась её утешить, но не могла. До нас дошла трогательная история о молитве Анны, которая осталась одна в своем саду и вдруг заметила гнездо воробья на ветке лавра. «Увы! — воскликнула Анна. — Чему могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята я перед сынами израильскими? Они смеются надо мной, и оскорбляют меня, и изгнали из Храма Господня! Увы! Чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо она даёт плоды во времена свои и благословляет Господа».
Предание повествует, что они уже совсем состарились, а брак их вошел в ту пору, которая у нас называется «золотой свадьбой» когда вестник небесных сил святой Архангел Гавриил, который с тех пор будет играть в жизни Богородицы особую роль, явился им, озаренный невещественным светом Божественной славы и провозвестил рождение Дочери. Анна, — сказал он, — Бог услышал молитву твою: ты зачнёшь и родишь, и будет славен во всём мире род твой». Такое же видение было и Иоакиму и он поспешил домой. Через год после того страшного момента, когда отверженный людьми, и как казалось самим Богом в лице его священнослужителя, Иоаким бежал в пустыню, у супругов родилась дочь.
Так Иоаким и Анна сподобились стать родителями Девы Марии, Матери Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. По обычаю иудейскому, в 15-й день по рождении дано было Ей имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит ''''госпожа'''', ''''надежда''''. Поистине, она стала надеждой для всех народов, путеводящей звездой к вечному спасению.
На Руси Рождество Богородицы очень почиталось. Множество храмов было освящено в честь этого праздника. Среди них такие, как например, Новгородский на месте центрального языческого святилища ильменских славян – Перыни. Такие храмы появились и в Суздале и в Пскове. Конечно, это не случайно. Как-то особенно тронула сердца наших предков история бесчадных Иоакима и Анны, оставшихся верными друг другу и верными Богу и получившими за этого великую награду. Как-то особенно она созвучна оказалась идеалам того времени. Действительно, что еще нужно в нормальном, построенном на нравственных основах обществе? Беречь семью, верить Богу, трудиться и молиться. И плод всех этих простых дел будет поистине чудесен. Наверное об этом думали наши предки, когда строили храмы Рождества Богородицы.
Может быть, об этих истинах стоит вспомнить и нам. И не только, чтобы построить еще несколько Богородице - Рождественских храмов и монастырей, а потому что лучшего примера, чем Иоаким и Анна для нашего изверившегося и потерявшего моральные ориентиры общества никакие политтехнологи все равно не выдумают.
Девиз «За веру и верность» усвоен в наши дни премии святого апостола Андрея Первозванного, и наверное не случайно. Но если бы мне доверили найти знак под этот девиз, то на мой взгляд родители Богородицы подошли бы лучше всего, явив в своей жизни непревзойденный образец обозначенных в нем добродетелей.

Протоиерей Михаил Дудко

Hosted by uCoz