День рождения Церкви
День Святой Троицы отмечается верующими с особым торжеством, так как это день рождения Церкви Христовой.
Именно на пятидесятый день после Пасхи, Воскресения Христова, ученики пребывали вместе в Иерусалиме, в Сионской горнице. Это была именно та горница, где Господь совершил Тайную вечерю перед Своими спасительными страданиями. Ученики Господни ждали обещанного им Христом Святого Духа Утешителя.
… «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Так рассказывает книга Деянии апостольских о событиях двухтысячелетней давности, добавляя, что над апостолами насмехались, уверяя, что они пьяны.
Апостол Петр, объясняя собравшимся то, что случилось, сказал, что «это есть предреченное пророком Иоилем: (Иоил 2:28-32) И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать».
Настало исполнение времен, осуществились древние пророчества. Воскрес Христос, вознесся на небо, и ниспослал Святого Духа на Своих учеников.
С того времени ученики Господни со всеми их человеческими слабостями и даже недостатками, известными нам из Евангелия, преображаются: они становятся апостолами, на вере и трудах которых возрастает Новозаветная Церковь. Дар Святого Духа, полученный апостолами в день пятидесятницы, вел их в самые отдаленные уголки земли, давал им силу слова, которой нечего не могли противопоставить самые изощренные философы того времени. Люди обращались тысячами после одной их проповеди, принимали крещение, меняли жизнь и оставались столь стойкими в вере, что даже гонения и смерть не могли заставить их изменить Христу.
Сами апостолы свидетельствовали о своей вере не только словом, но и делом, не только жизнью, но и смертью, так как почти все закончили свою жизнь мученически. Что заставляло их терпеть тяготы и лишения странствий, бесконечных трудов, гонений от врагов Церкви и от лжебратий, что заставляло их восклицать подобно апостолу Павлу в послании к жителям Филипп: «Для меня жизнь - Христос и смерть - приобретение" (Филип.1:21)? Конечно, дар Святого Духа, живший в них со времени Пятидесятницы, и остающийся в Церкви Христовой по сей день.
На праздник принято приходить в церковь с ветвями деревьев, которые ко времени Пятидесятницы обычно распускаются в средней полосе России. Весеннее обновление природы совпадает с обновлением и нашей человеческой природы благодатью Божией. Букет первоцветов, несколько сломленных веточек в руках – символ преображения наших душ под действием Духа Святого.
Это веселый праздник. Ковер из скошенной первой травы на полу храма, букеты, принесенные верующими, яркие пятна цветов, украшающих помещение, все говорит о том, что по слову Иоанна Златоуста «жизнь жительствует».
Буйство жизни, торжество ее подмечались и простыми людьми, и богословами, и особенно православными писателями и поэтами, посвятившими этому празднику многие произведения.

«Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна».

Это Сергей Есенин.
А вот Иван Бунин:

«Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит».




По давнему народному поверью в этот день земля – именинница. Дух Божий сходит на землю и освящает ее, преображает, и отчасти возвращает прежнюю силу, утерянную в грехопадении Адама и Евы.
«Мы идем все с цветами. У меня ландышки, и в середке большой пион. Ограда у Казанской зеленая, в березках. Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. В дверях ничего не видно от березок, все задевают головами, раздвигают. Входим как будто в рощу. В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано все травой. И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно. Иконостас чуть виден, кой-где мерцает позолотца, серебрецо, — в березках. Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми — глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться. Везде березки: они и на хоругвях, и у Распятия, и над свечным ящиком-закутком, где я стою, словно у нас беседка. Не видно певчих и крылосов, — где-то поют в березках. Березки и в алтаре — свешивают листочки над Престолом. Кажется мне от ящика, что растет в алтаре трава. На амвоне насыпано так густо, что диакон путается в траве, проходит в алтарь царскими вратами, задевает плечами за березки, и они шелестят над ним... Это не наша церковь: это совсем другое, какой-то священный сад».
Так Шмелев вспоминает детство из своего зарубежного далека. Священный сад – это Эдем, рай, из которого за грехи были изгнаны прародители, и в который благодатью Божией получили возможность войти мы, их наследники.
Конечно, настоящий рай не на земле, среди деревьев и трав, а в Царствии Божием, но недаром библейский образ столь явственно приходит на ум именно в день Пятидесятницы, Святой Троицы. В день когда земля именинница. В праздник рождества христианской Церкви. В день единства, каковым его почитали на Руси.
Икона Троицы, праздничная икона Пятидесятницы - излюбленный русский образ. Еще преподобный Сергий молился о том, чтобы взирающие на этот образ, «побеждали ненавистную рознь века сего».
В этом, наверное, и сегодня одна из главных задач Церкви. Важно хранить единство, чтобы не просто выжить, но и преуспеть. А для этого нужно воспринять и сохранить дар Духа Святого, как делали это все святые, от века Богу угодившие. Ибо не может быть единства без этого благодатного дара. И еще важно – заговорить языком, понятным для мира, потому что единства не может быть и без понимания его сути. Таким языком заговорили в день Пятидесятницы апостолы. Таким языком должны говорить и мы. Потому что Бог пришел в мир для всех, и всем должно быть проповедано Царство Божие.

Протоиерей Михаил Дудко

Hosted by uCoz